Первый государственный художественный музей Центральной Азии, Музей искусств Узбекистана основан в 1918 году. Был открыт как Музей народного университета, затем был назван Центральным художественным музеем, потом - Ташкентским музеем искусств и, наконец, с 1935 года - Музеем искусств Узбекистана.
Первое время Музей располагался в бывшем дворце князя Н. Романова, построенном в 1890 году В. Гейнцельманом и впоследствии достроенном А. Бенуа. В 1935 году он был переведен в здание Народного дома, где располагался вплоть до землетрясения 1966 года, во время которого постройка серьезно пострадала . В 1974 году коллекции переехали в новый корпус Музея, спроектированный архитекторами С. Розенблюмом, И Абдуловым и А.Никифоровым. В 2000-е годы фасады Музея были перестроены согласно эстетическим критериям первых десятилетий независимости республики, а в 2019-м закрылся на полную реконструкцию. Создание нового проекта доверили Т. Андо, известному японскому архитектору, лауреату Притцкеровской премии.
С Музеем связаны судьбы многих известных деятелей искусства и науки. Его первым директором (заведующим) был назначен известный художник Узбекистана А. Волков. В 1930-е годы здесь работали реформатор музейного дела и выдающийся византолог академик Ф. Шмит, исследователь культуры народов Средней Азии М. Андреев, музеевед и этнограф А. Бежкович и др. Музей обладает выдающимися коллекциями произведений искусства - подробнее об этом здесь.
Коррупционные скандалы
К сожалению, именно с Ташкентским музеем связана большая часть коррупционных скандалов, потрясших музеи Узбекистана в 2000-е-2010-е годы. Напомним о некоторых из них.
В конце 2013 года различные мировые издания, такие как Радио Свобода, информагентство Фергана, портал Лента.Ру и другие, сообщили о том, что некто Сафар Бекчон, узбекский беженец в Швейцарии, в ходе захвата пустующей виллы Гульнары Каримовой в Женеве обнаружил там, в частности, многочисленные произведения искусства художников из Узбекистана. Сам факт их присутствия на женевской вилле дал простор всевозможным спекуляциям о путях их проникновения в Швейцарию. Тревожные настроения были усилены тем обстоятельством, что среди этих произведений фигурировало полотно "Гранат" Льва Резникова, которое, по свидетельству сына художника Игоря Резникова, было закуплено Музеем искусств Узбекистана в Ташкенте в 1991 году.
В марте 2014 года узбекистанский информационный портал Uz24 опубликовал интервью [в настоящее время страница недоступна, но хранится в кэше Google, а также на других веб-ресурсах, в частности, и узбекистанских] с директрисой ГМИ Узбекистана В. Файзиевой, из которого следовало, что в Музее искусств были подменены копиями шесть картин В. Уфимцева, часть из которых попали на аукционы. Директриса также утверждала, что подменены были не только работы Уфимцева и выражала надежду на то, что "расследование прольет свет на все", а "виновные понесут наказание". Через пять лет ни исследователи, ни журналисты, ни широкая публика по-прежнему не в курсе результатов расследования.
В августе 2014 года радио Озодлик, со ссылкой на поступившие в редакцию документы и фотоснимки, сообщило о том, что в Узбекистан возвращены семь произведений искусства, украденных из ташкентского Музея искусств. В материале были представлены низкокачественные фотографии оригиналов и копий данных работ, а в организации хищений анонимный источник обвинял все ту же Гульнару Каримову. В том же материале сообщалось о:
подделках работ О. Татевосьяна, Н. Карахана, Р.-К. Зоммера, Усто Мумина, которыми были заменены "около десяти" оригиналов в Музее искусств Узбекистана;
краже в конце 2001 года из ГМИ Узбекистана пяти знаменитых картин русских художников, таких как "Закат в степи" И. Айвазовского¸ "Портрет Оболенского" В. Тропинина¸ "Тюркская девушка" К. Брюллова, "Девушка в красном платке" И. Крамского и "Девушка-стрелок" В.Сурикова.
попытке украсть оригинал картины Р. Ахмедова "Думы матери" из коллекции ГМИ Узбекистана во время персональной выставки художника в Москве, с заменой картины на копию. Впрочем, дочь художника Э. Ахмедова в беседе с С. Горшениной и Б. Чуховичем (18 октября 2019) категорически отвергла данную информацию - поэтому вопрос о достоверности источников радио Озодлик в данном эпизоде встает со всей остротой.
По сообщению сайта anhor.uz, "в ходе оперативно-следственных мероприятий СНБ обнаружены и переданы в Государственный музей искусств Узбекистана ранее похищенные 32 картины известных живописцев XIX-XX веков". По информации, исходящей от СНБ Узбекистана, картины были найдены у полковника этой службы Ю. Савенкова. В этом же материале указывалось, что, согласно данным СНБ, бывший главный хранитель ГМИ Узбекистана М. Усманов "в сговоре с другими сотрудниками музея путем замены оригиналов на копии нанесли государству ущерб в размере 47,5 млрд сумов". При этом проверка якобы выявила, что 178 картин в музее были подделаны, а 2 картины отсутствовали. Однако о каких поддельных и/или пропавших картинах идет речь сообщено не было.
Все приведенные факты побудили нас к созданию общественного виртуального каталога Ташкентского музея, который позволит отслеживать предметы коллекции на мировых аукционах и предотвращать возможные хищения.
Помимо этого, в период закрытия Музея на реконструкции, этот каталог даст возможность доступа любителям искусства и специалистам к произведениям из его коллекций.